The factors affecting people's assessment of inter-ethnic relations are analyzed. Special attention is paid to the religiosity of people, its importance for favorable relations between people of different nationalities and religions.
Оглавление
Введение. К методологии исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава I. Межнациональные (межэтнические) отношенияв регионах с разным опытом этнокультурногои межрелигиозного общения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.1. Методологические подходы к изучению особенностеймежэтнических отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.2. Особенности межэтнических отношений в республиках,различающихся возможностью межэтнических контактов. . . . 28
1.3. Оценка межэтнических отношений башкирами и татарамив Республике Башкортостан и Ханты-Мансийскомавтономном округе (Югра). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.4. Роль НКО в межнациональном согласии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
1.5. Местная пресса как стимул поддержания межэтническогосогласия. Пример газеты «Сургутская трибуна». . . . . . . . . . . . . 77
Глава II. Этничность и возможности в социальном продвижении :представления и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
2.1. Представления об этнической маркированностивозможностей людей по общероссийским и региональнымопросам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
2.2. Ощущение равенства возможностей русскими,башкирами и татарами в субъектах Федерации,отличающихся этническим составом населенияи административным статусом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
2.3. Реальность в ущемлении прав русских, башкир, татарв регионах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Глава III. Политика и практика этноязыкового взаимодействияв регионах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
3.1. Этносоциолингвистическая ситуация и межэтническиеотношения в республиках: пример Башкортостана. . . . . . . . . .129
3.2. Особенности языковой политики и практики в автономномокруге: пример Югры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Глава IV. Гражданская идентичность как потенциалмежэтнического согласия в обществе. . 177
4.1. Доктринальное и дискурсивное пространство укрепления российской гражданской идентичности. . 179
4.2. Российская идентичность: масштаб консолидации,сила связи и динамика среди других коллективных идентичностей. . 190
4.3. Российская и региональная идентичность в представлениях региональных экспертов. . 197
4.4. Солидаризирующие ценности и цели развития. . 208
Глава V. Консолидирующие ценности россиян : сферыустойчивости и трансформации. . 217
5.1. Концепция и инструментарий исследования общихценностных смыслов. . 220
5.2. Общероссийские ценности: консерватизм и обновление. . 229
5.3. Ценностные основания межрелигиозного согласия. . 238
Глава VI. Религиозность и межэтнические отношения. . 245
6.1. Теоретико-методологические подходык этносоциологическому исследованию религиозности. . 247
6.2. Религиозная идентичность, культура доверияи перспективы межэтнического согласия в регионах. . 268
6.3. Эмпирическая проверка теории С. Хантингтона. . 316
Глава VII. Православные и мусульмане в разной этнополитической среде. . 335
Постановка проблемы. . 337
7.1. Религиозность в Республике Башкортостан и Ханты-Мансийском автономном округе. . .. 341
7.2. Религиозность и этническое самосознание. . 353
7.3. Межэтническое и межконфессиональное согласие и формирование общероссийской идентичности. . 361
7.4. Ситуация в мусульманской умме Башкортостанаи проблемы межэтнических отношений. . 375
Глава VIII. Консолидация местных сообществ в контексте миграционных процессов. . 383
8.1. Региональные особенности интеграции и идентичности внутрироссийских иноэтничных мигрантов. . 386
8.2. Общность религиозной принадлежности в интеграционныхпроцессах: пример Республики Башкортостан. . . . . . . . . . . . . .414
8.3. Миграционные процессы и миграционная политикав Ханты‑Мансийском автономном округе. . . . . . . . . . . . . . . . . .419
8.4. Этнически избирательный контроль как препятствиедля межэтнического согласия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435
Глава IX. Визуализация городского пространства в ракурсемежэтнического согласия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457
9.1. Символика городского пространства в контекстеформирования межнационального согласия и ключевыхидентичностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .459
9.2. Презентация уличного пространства в контекстерегиональной, государственной и этнической идентичностей. . .470
9.3. Потенциал библиотек в формировании идентичностейчитателей в регионах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .482
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .503
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .516
Приложение. Выборка исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .545
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .551